5 класс финансовая грамотность материнский капитал 2019 год

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.

Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в основе которого лежит оригинальный, интересный и развлекательный метод изучения механизмов принятия решений, связанных с деньгами. Данный курс позволит применять эти механизмы на практике.

Скачать:

Вложение Размер
внеурочные занятия 119.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина»

Директор МАОУ СОШ совхоза им. Ленина

Приказ № ____ от «___» ___________ 2017 г.

Рабочая программа (курса)

10-12 лет, 5 классы

срок реализации программы

Учитель: Духанина Анна Викторовна, высшая категория

пос. совхоза им. Ленина

Раздел I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.

Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в основе которого лежит оригинальный, интересный и развлекательный метод изучения механизмов принятия решений, связанных с деньгами. Данный курс позволит применять эти механизмы на практике.

Курс финансовой грамотности научит ставить перед собой долгосрочные и краткосрочные личные финансовые цели, составлять свой личный бюджет и управлять им, правильно использовать заемные средства, сберегать свои деньги и правильно их инвестировать, а также поможет понять основы банковской деятельности.

Кроме того, курс позволит понять, как нужно себя вести в разных жизненных ситуациях, чтобы не потерять деньги, и определить, когда наши финансы находятся под угрозой и что нужно делать, чтобы избежать денежных потерь.

Рабочая программа «Финансовая грамотность» для учащихся средней общеобразовательной школы совхоза имени Ленина составлена на основе:

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования Обществознание;
  • Проекта «Разработка дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» Руководитель: В. С. Автономов;
  • учебный курс «Финансовая грамотность» Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Основой программа «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов математики, истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увле-ченных общим делом. Курс также включает способы различных вычислений с помощью ИКТ.

«…надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики».

Президент Российской Федерации

«Нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».

Премьер-министр Российской федерации,

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. В связи с этим формируется социальный заказ учащихся и их родителей на дополнительные образовательные услуги. Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, можно действительно сделать первый шаг к массовому финансовому образованию. Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.

Цели преподавания элективного курса

  • Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни современного общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.
  • Формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта анализа конкретных экономических ситуаций.
  • Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.
  • Формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.

Организация образовательного процесса

Представленная программа рассчитана на учащихся 5 класса, базируется на современных принципах и подходах к экономическому образованию школьников.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Принципы функционирования программы

1. Принцип продуктивности — дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

2. Принцип культуросообразности — ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

3. Принцип творческо-практической деятельности — вариативность в рамках канона.

4. Принцип коллективности — воспитание у детей социально — значимых качеств, развитие их как членов общества.

Адресность Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).

Группа — разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Занятие по финансовой грамотности на тему Семейный бюджет в 5-6 классе

Цель: рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их неравенства или равенства

Проблема: Почему надо планировать семейный бюджет?

Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия превышения расходов над доходами

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодей­ствие в группе; определять собствен­ное отношение к явлениям совре­менной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обна­руживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необхо­димую информацию.

Познавательные: осуществлять рас­ширенный поиск информации; ана­лизировать, сравнивать, классифици­ровать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Оборудование: компьютер, ММП, презентация, раздаточный материал

Что такое бюджет?

Заполните схему, используя следующие понятия.

Пенсия, стипендия, коммунальные платежи, бюджет, заработная плата, проезд в транспорте, обеды в школе, подарок другу, доходы, расходы, налоги

МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-7 КЛАСС

    Алёна Шевелева 1 лет назад Просмотров:

1 МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-7 КЛАСС Вариант 2 Задача 1. (8 баллов) Родители Марии планируют купить квартиру. Сумма их накоплений на сегодняшний день составляет 3800 тыс. руб. Как-то вечером Мария услышала разговор родителей о том, что папа открыл вклад в трех разных банках на 1 год: в банк «Северный» он положил тыс. руб. под 8,1 % годовых, в банк «Южный» тыс. руб. под 7,1 % годовых и в банк «Западный» тыс. руб. под 7,1 % годовых. Мария воскликнула: «Папа, банк «Северный» предлагает тебе самые высокие проценты! Почему ты не хочешь все деньги положить туда, тогда мы быстрее накопили бы на квартиру!». Как Вы думаете, что на это следует ответить папе? а. государство гарантирует сохранность 1400 тыс. руб. по вкладу в одном банке, поэтому для того, чтобы не рисковать своими средствами, я положил деньги в три разных банка; б. банк «Западный» ненадѐжный банк, поэтому я открыл в нѐм самый маленький вклад, а оставшиеся деньги решил поделить пополам между двумя банками так риск их потерять значительно ниже; в. я собираюсь взять кредит на покупку жилья в банке, и чем в большем числе банков я открою вклад, тем выше вероятность того, что один из этих банков мне такой кредит предоставит; г. банки по закону не могут открывать депозиты на сумму, превышающую 1400 тыс. руб., поэтому тем вкладчикам, у которых денег больше, чем эта сумма, приходится распределять накопления между несколькими банками. Задача 2. (8 баллов) Алѐна однажды сходила в банк с бабушкой и увидела, что та открыла вклад сроком на 1 год под процентную ставку 8,5 % годовых. Девочка решила, что еѐ одноклассники никогда не были в банке и не знают о таких возможностях размещения средств, поэтому их можно уговорить отдавать ей свои карманные деньги под 3 % годовых. Эти деньги она будет класть в банк. Через год девочка будет возвращать своим одноклассникам полученные от них деньги плюс 3 % сверху. Оставшиеся деньги она будет оставлять себе.

2 Алѐна рассказала свой план бабушке, но та отругала еѐ и запретила заниматься подобными делами. Что у бабушки вызвало такую реакцию? а. описанная Алѐной деятельность является банковской операцией, которую могут совершать только банки, иначе последует уголовная ответственность; б. Алѐна не предусмотрела тот факт, что бабушка тоже несѐт затраты на открытие вклада, поэтому, требуется возмещение затрат, понесѐнных бабушкой; в. Алѐна не учла тот факт, что заключение договора вклада допускается только в письменной форме, а она еще не имеет права подписывать документы такого рода; г. банки открывают вклады только на крупные суммы, и Алѐне будет сложно собрать денежные средства в таком объеме, не отвлекаясь от учебы. Задача 3. (12 баллов) Бабушка Никиты владеет частным домом и огородом, на котором растѐт много клубники. В июне оказалось, что урожай клубники настолько большой, что еѐ некуда девать, и женщина решила еѐ продавать. Один раз в два дня бабушка собирала по 15 кг клубники и на автобусе везла еѐ на рынок. За проезд с бабушки брали 20 руб. На рынке женщина стояла до обеда и продавала всю клубнику по 120 руб. за килограмм, после чего на том же автобусе возвращалась домой. За место на рынке бабушка платила 140 руб. в день. Однажды к женщине зашел сосед и предложил покупать у нее раз в два дня все 15 кг клубники по цене 110 рублей за килограмм, однако бабушка отказалась. Правильно ли она сделала? а. неправильно, поскольку предложение соседа принесѐт ей на 30 руб. прибыли больше, чем в случае самостоятельной продажи; б. правильно, поскольку предложение соседа принесет ей на 10 руб. прибыли меньше, чем в случае самостоятельной продажи; в. неправильно, поскольку предложение соседа принесет ей на 20 руб. прибыли больше, чем в случае самостоятельной продажи; г. правильно, поскольку предложение соседа принесѐт ей на 20 руб. прибыли меньше, чем в случае самостоятельной продажи. Прибыль при продаже на рынке = 15 кг 120 руб. 40 руб. 140 руб. = руб. Прибыль при продаже соседу = 15 кг 110 руб. = руб.

3 Задача 4. (8 баллов) Мама Константина открыла в банке «Западный» валютный вклад на сумму 10 тыс. долл. сроком на 1 год. Буквально через 4 месяца Банк России отозвал у банка «Западный» лицензию. Валютный курс на дату отзыва лицензии составил 58 руб.15 коп. за 1 долл. Мама Константина не сильно расстроилась, поскольку вклады в банке были застрахованы в системе страхования вкладов. Какую сумму вклада должны вернуть маме Константина согласно законодательству (при расчетах выплату процентов не учитываем)? а. 10 тыс. долларов; б руб.; в тыс. руб.; г. 10 тыс. руб.. Ответ: б ,15 руб. = руб. Задача 5. (12 баллов) Максим рассматривает два варианта, как сделать ремонт в квартире. Первый самостоятельно, так как он имеет соответствующий опыт и навыки, и уже помогал делать ремонт родителям. Второй нанять рабочих из строительной компании. Рассмотрев предложения строительных фирм, он пришѐл к выводу, что в среднем ремонт обойдѐтся ему в 500 тыс. руб., среди которых 70 % — стоимость материалов, а 30 % — стоимость работ. Если он будет делать ремонт самостоятельно, то может найти материалы на 15 % дешевле, но при этом нужно будет отпрашиваться с работы и оформлять неоплачиваемый отпуск. Работодатель готов оформить Максиму отпуск без сохранения заработной платы на неограниченное количество дней. Заработная плата Максима составят 5000 руб./день. Какое максимальное количество дней неоплачиваемого отпуска может взять Максим, чтобы экономия на работах составила более 100 тыс. руб.? Ответ: 21. Экономия на материалах = 500*0,7*0,15=52,5 тыс. руб. Экономия на работах = 500*0,3=150 тыс. руб. Максимальные потери = (150+52,5)-100=102,5 тыс. руб. Количество дней неоплачиваемого отпуска = 102,5 / 5=20,5=21 день

4 Задача 6. (8 баллов) Учитель по финансовой грамотности дал ученикам домашнее задание: «Постановка финансовой цели». Обсудив задание с родителями, они представили разные варианты. Из предложенных вариантов выберите грамотную формулировку финансовой цели: а. Влад сказал, что папа хочет купить автомобиль за 500 тыс. руб. б. Марина сказала, что в еѐ семье планируют недельный отдых в Сочи в отеле «Жемчужина», стоимость проживания в которой составляет в среднем 5000 руб./сутки. в. Пѐтр сказал, что родители через год планируют купить дачу в СНТ «Успех» с земельным участком 6 соток, кирпичным домом площадью не менее 20 м 2 в хорошем состоянии стоимостью 300 тыс. руб. Ответ: в. : Финансовая цель должна иметь 3 основных измерения: стоимость, время (срок достижения) и качественные характеристики. В совокупности они представлены только в варианте «в». В варианте «а» отсутствует указание на срок и не детализированы качественные характеристики, в варианте «б» качественные характеристики указаны, но срок достижения не определѐн. Задача 7. (12 баллов) Данное слово звучит так же, как праздничное танцевальное мероприятие. Достаточно часто их используют при проведении спортивных мероприятий в частности, фигурного катания и художественной гимнастики. Начиная с 2015 года на них основан расчет страховой пенсии в России. О чем идет речь? Ответ: баллы (пенсионные). Задача 8. (8 баллов) Ивану исполнилось 14 лет, и он решил официально трудоустроиться на летних каникулах. Ивана предупредили о необходимости при трудоустройстве иметь при себе СНИЛС, поскольку работодатель будет отчислять страховые взносы на будущую пенсию. Подскажите Ивану, какие факторы могут оказать существенное влияние на величину его будущей пенсии? а. размер заработной платы; б. престиж занимаемой должности;

5 в. годовые оценки в школе за истекший год; г. всѐ вышесказанное верно. Задача 9. (12 баллов) Иван, студент очной формы обучения, 1 марта текущего года устроился на работу, о которой долго мечтал. В первые два месяца, во время испытательного срока, заработная плата Ивана составляла руб. По истечении испытательного срока заработная плата повысилась до руб. в месяц. В декабре за перевыполнение плана Ивана поощрили премией в размере руб. Кроме того, обучаясь в очной бюджетной аспирантуре, на протяжении года он получал стипендию в размере 2800 руб. в месяц. Какая величина налога на доходы физических лиц должна быть уплачена Иваном в бюджет? (Ответ указать целым числом, без пробелов и единиц измерения) Ответ: Решение: НДФЛ с зарплаты = ( ) 13%=32500 руб. Стипендия не облагается НДФЛ. Задача 10. (12 баллов) Татьяна одержала победу в конкурсе юных талантов. В качестве награды от организаторов конкурса она получила новый мольберт стоимостью 3000 руб. Должна ли Татьяна заплатить налог на доходы физических лиц, получив мольберт в награду? а. нет, поскольку награды не подлежат налогообложению; б. должна, в размере 35 % от стоимости мольберта; в. нет, поскольку стоимость награды не превышает 4000 руб.; г. должна, в размере 13 % от стоимости мольберта. Ответ: в.

5 вариантов создания финансового капитала для ребенка

Буквально пару дней назад мы с вами обсуждали интересный вопрос — нужно ли помогать ребенку и создавать для него финансовую подушку. Мнения, как обычно, разделились на 2 лагеря:

  • Обеспечу полностью от и до, пусть ни в чем не нуждается;
  • Для меня не делали и я не буду — пусть начинает с нуля.

А истина, друзья, она где-то посередине. Очень понравился комментарий Ивана:

Было бы, конечно, странно увидеть, что никто не хочет для собственных детей лучшей финансовой жизни. Воспитание мы оставим на совести отдельно взятого родителя, а вот варианты помощи можно рассмотреть.

Итак, что нужно делать для создания стартового капитала

Вариант 1: Ежемесячное пополнение счета

Психологическая уловка: вы никогда в жизни не накопите, если будете считать, что в этом месяце вы ничего не отложите, зато в следующем месяце точно. Этот «следующий» месяц может так никогда и не наступить, потому что найдутся более важные расходы на данный момент. И тут уж расставлять приоритет вам, что важнее — будущее собственного сына/дочери или новая пятидесятая игрушка, которая никому не нужна уже через 2 дня.

Вариант 2: инвестиционная квартира

Под инвестиционной квартирой следует понимать жилье, которое объективно вам сейчас не нужно, так как вам есть где жить и ваши собственные жилищные вопросы решены.

Схема «Ипотека + сдача в аренду» вам поможет. Да, квартира может быть одна, а детей несколько. Кто мешает продать ее через 15 лет, а деньги поделить между наследниками?)

Вариант 3: долгосрочные инвестиции

Схема похожа на 1 вариант, только вы ежемесячно покупаете акции компаний и другие ценные бумаги. Плюс такого метода в создании пассивного дохода для вас + предполагаемое увеличение стоимости. Только, пожалуйста, не думайте, что деньги польются к вам рекой — тему инвестиций нужно тщательно изучать.

Вариант 4: материнский капитал

Весьма популярно вкладывать его в погашение ипотеки или для улучшения жилищных условий прямо сейчас. Однако, можно и отложить сертификат на обучение. Поправка — детей должно быть как минимум двое, а у вас — железная выдержка. Опять же, приоритет: улучшить жизнь сейчас или оплатить обучение. Решать вам.

Вариант 5: не отрываем ребенка от жизни

Не учите детей, что папа с мамой все сделают, а ему не нужно напрягаться — приучайте с детства к финансовому планированию. Например, игрушка стоит 400 рублей. Можно договориться, что 200 рублей вы даете, а 200 он зарабатывает посильным трудом — помощь в уборке, вынос мусора, хорошая учеба и так далее. И когда дитя попросит купить машину, можно поставить условие — половину дают родители, половину зарабатывает сам. Если возьмет кредит — разбирается сам, помощи не будет.

Какие варианты есть у вас? Делитесь в комментариях

Статья написана по материалам сайтов: botana.biz, docplayer.ru, xn—-8sbcb4cnfbj.xn--p1ai.

«

Это интересно:  Год введения материнского капитала 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий