Материнский капитал как инструмент повышения рождаемости 2019 год

Круг лиц, имеющих право на получения материнского капитала — средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Оценка рождаемости после введения материнского капитала.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.03.2017
Размер файла 55,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

«Ростовский образовательный экономический университет(РИНХ)»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ РГЭУ(РИНХ)

на тему: Основания предоставления материнского капитала, как стимуляция демографической обстановки

Автор: Черныш Виктория Романовна

Руководитель работы (проекта):

Кузнецов Виталий Викторович, преподаватель финансово-экономического колледжа РГЭУ (РИНХ)

Ростов-на-Дону 2016 г

Актуальность избранной темы для проведения изучения определяется смыслом введения материнского капитала, как одного из способов повышения демографии, что несомненно затрагивает интересы граждан в Российской Федерации, ведь многие семьи не решаются на такой серьезный шаг, из-за отсутствия возможности обеспечивать их, а также дать достойное образование и жилье.

Цель данной работы: Изучить влияние материнского капитала на демографию. Исходя из этой цели, можно выделить следующие задачи:

Изучить общие положения по предоставлению материнского капитала

Охарактеризовать круг лиц, имеющих право на получения материнского капитала

Рассмотреть основания и порядок назначения материнского капитала

На протяжении жизни семьи встречаются с различными обстоятельствами, которые могут влиять на их будущее. Из-за этого им необходимо чувствовать государственную поддержку, благодаря которой они будут спокойны за свое будущее. Иногда очень сложно самостоятельно преодолеть некоторые жизненные трудности, но они полностью зависят на социальную жизнь общества. Вследствие этого правительство в этом случае берет на себя долю ответственности за их существование. Предоставляя матерям различные условия использования материнского капитала.

Важную роль в развитии демографии играет материнский капитал. Благодаря введению материнского капитала многие страны вышли из демографически опасной ситуации. Так, к примеру, материнский капитал, потраченный на улучшение жилищных условий, может способствовать приобретению достойного жилья. В общем, материнский капитал считается одним из наиглавнейших видов государственной поддержки молодых семей, но не стоит путать его с пособием по рождению ребенка. Дальше в курсовой работе я детально поведаю о понятии, значении и задачах материнского капитала.

1.1 Понятие и правовое регулирование материнского капитала

Материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ (в актуальной редакции) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, №1(ч.1).

Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго и последующего ребенка начиная с 1 января 2007 года, а также мужчинам, являющимися единственными усыновителями второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

В настоящем законе говорится то, что право на государственную поддержку имеют не только женщины, но и мужчины Ст. 3 настоящего закона.

Появление в России программы материнского капитала не могло не сказаться на нашей правовой системе. Рассматривая материнский капитал, через отрасль права социального обеспечения, следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающее начало, определяющие строение и содержание ее норм.

Регулирование отношений по социальному обеспечению исполняется на базе основ всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, критериев уровня в зависимости от трудового вклада, оснований, нуждаемости и других социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу событий, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на воздействие демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменения институциональной отрасли права: возникновение новых институтов, значительное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сформировались на момент актуализации демографической функции — пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Ведение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута — материнский (семейный) капитал»

1.2 Основания предоставления материнского капитала

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал выдается с 2007 по 2017 год. Материнский капитал выдается только один раз и использовать его можно не раньше, чем через три года после обращения. Но существуют случаи, когда потратить его можно и раньше. Такими случаями являются:

Основаниями предоставления материнского капитала являются:

Ребенок должен быть вторым или последующим (возраст первого ребенка при этом не важен, может быть и более 18 лет)

Ранее не воспользовались правом на дополнительные меры (меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получение образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей государственной поддержки) Ч. 1, ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Мама и ребенок должны быть гражданами России

Родители не совершали в отношении своих детей уголовных преступлений

Родители не лишены родительских прав

Ребенок должен прожить не менее недели (срок получения свидетельства о рождении)

Так, материнский капитал может бить предоставлен не только женщине, но и мужчине, который является единственным усыновителем, при этом он может и не быть гражданином России, на своих приемных детей Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ (в актуальной редакции) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, №1(ч.1).

Сертификат также можно получить в случае первой двойни или тройни.

Важно помнить, что материнский капитал не предоставляется на усыновление детей мужа.

2.МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ — КАК СТИМУЛЯЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

2.1 Демографическая обстановка в России до введения материнского капитала

До революции Россия была преимущественно крестьянской страной. А крестьянские семьи были весьма многодетными. Парадоксально, но родителями, в какой-то мере, двигал меркантильный интерес. Ведь производили на свет потомство не только и не столько во имя продолжения рода, но и для удовлетворения нужды в рабочей силе и обеспечения собственной старости, ведь государственных пенсий тогда не знали.

Первый удар по русской деревне нанесли реформы Столыпина, которые были призваны разрушить крестьянскую общину. Затем последовали первая Мировая и Гражданская войны. За ними — коллективизация с индустриализацией, потом Великая Отечественная война. Конечно, от войны пострадало не только село, а количество населения. В военное и послевоенное время смертность населения в разы превышало рождаемость, что могло привести к глобальной катастрофе.

Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжается демографический кризис. Рост населения в стране прекратился с 1991 (рождаемость в РСФСР упала ниже уровня простого замещения поколений еще в 1960-е годы).

Смертность в 1,5 раза превышает рождаемость, население сокращается на несколько сотен тысяч человек ежегодно. Негативной особенностью в России являлся тот факт, что в результате демографического перехода рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня рождаемости.

По мнению некоторых демографов, падение смертности в результате развития высокая смертность связана с незавершенностью модернизации России, включая социальный аспект.

Сокращение численности населения несколько сдерживается иммиграцией — в первую очередь этнических и русскоязычных стран СНГ, однако в настоящее время эти резервы сокращаются. Россия не могла в полной мере воспользоваться благоприятной конъюнктурой и стремлением соотечественников вернуться в Россию.

По данным Переписи населения за 2002 год численность населения России за 1989 по 2002 упала на 1,8 млн. Каждую минуту в России рождалось 3 человека, а умирало 4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.

Тенденция имела противоположное значение: отношение количества рождаемости к смертям составляло 2,6%. По данным, особенно велика была смертность у мужчин, средняя продолжительность которых составляло 61,4 года, о продолжительность жизни женщин значительно выше — 73,9 года.

Уровень рождаемости в России не обеспечивало простого воспроизводства населения.

Начиная с 1989 года начинается резкое снижение числа рождений, на фоне роста смертности возникла демографическая убыль, однако естественный прирост населения сохранялся до 1992 года, когда впервые число рождений составило 1,58 млн. человек, а смертность — 1,80 млн. человек.

Тенденции в России укладывались в мировой демографический контекст, при котором уровень рождаемости развитых стран не обеспечивает замещение поколений.

Общий коэффициент рождаемости в России достиг показателя, соответствующего показателю Западных стран, но так как смертность оставалась на высоком уровне, то и снизилась средняя продолжительность жизни, что означало естественную убыль населения в России приобрела катастрофический характер.

Региональные различия рождаемости постепенно сглаживаются, так в 90-е годы суммарный коэффициент рождаемости составлял в Москве 1,4%, а в Дагестане — 5%, то к 2002 году этот показатель в Москве почти не изменился, а в Дагестане упал до 2,13%.

2.2 Рождаемость после введения материнского капитала

демографический рождаемость материнский капитал

Введение материнского капитала оказало беспрецедентное влияние на рост рождаемости в России.

Еще в начале 2000-х годов наша страна входила в десятку государств с самой плохой демографической ситуацией. В 2007 году был принят закон о введении материнского капитала за рождение второго и последующих детей, благодаря чему показатель рождаемости увеличился до 1,7, что стало соответствовать среднеевропейскому уровню.

Однако по регионам страны этот показатель разнится. Как рассказала «Интерфаксу» начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина, селяне откликнулись на программу охотнее, чем горожане. Самый большой всплеск рождаемости зафиксирован в республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Тыва, Алтай и Алтайском крае.

Затем идет Омская область. Там с 2007 по 2011 годы количество рожденных вторых и последующих детей выросло на 34,6 %. Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ (в актуальной редакции) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, №1(ч.1). С этим показателем мы занимаем почетное шестое место среди 83 субъектов Федерации. В Росстате не считают результаты этой активной демографической политики устойчивым. Не исключено, что материнский капитал стимулировал рождения вторых и третьих детей у тех, кто отложил этот шаг в тяжелых 90-х годах. По мере выхода этой категории из детородного возраста рождаемость может начать снижаться. Отчасти это подтверждают данные о возрастных категориях, которые в наибольшей степени откликнулись на новую политику государства: это женщины от 25 лет и старше. У более молодых категорий рождаемость как упала еще в конце 80-х годов, так и не растет. Причина этого в общем увеличении возраста рождения женщинами первого ребенка. Это характерно для всех европейских стран. А ведь чем раньше происходит рождение первого ребенка, тем выше вероятность, что она родит второго и следующих.

Высоких показателей важно не только достичь, но и удержать. Для этого необходимо активизировать меры поддержки семьи и потратить на это значительные финансовые средства.

Согласно Концепции демографической политики суммарный коэффициент рождаемости к 2025 году должен достичь 1,96 ребенка на женщину. Однако, как считают в Росстате, на это у государства не хватит никаких денег.

С 1 января 2013 года размер материнского капитала составляет 408,9 тысячи рублей.

В свете последних событий многих молодых российских семей волнует вопрос изменится ли размер материнского капитала в 2015 году. Введение программы о материнском капитале взяло начало в связи с прогрессивным снижением рождаемости, которое наблюдалось в течении достаточно длительного периода. Такая мера обеспечения семей, которые имеют детей, со стороны государства выдалась достаточно эффективной.

Анализ в Ростовской Области после введения материнского капитала

Традиционно для многих областей, право на дополнительную социальную помощь в виде материнского капитала возникает в многодетных семьях региона. Проект реализуется в области с 2012 г.

Дополнительная региональная выплата семьям закреплена в документах, принятых законодательным собранием региона:

Закон Ростовской области № 727-зс от 18.11.2011 г. «О региональном материнском капитале»;

Постановления Правительства Ростовской области:

№ 290 от 23.12.2011 г. «О Порядке подачи заявления о выдаче сертификата на региональный материнский капитал и порядке учета доходов семьи и исчисления среднедушевого дохода семьи при определении права на получение регионального материнского капитала»;

№ 499 от 11.07.2014 г. «О порядке использования гражданами средств регионального материнского капитала».

Это интересно:  Материнский капитал срок получения 2019 год

По данным территориального управления Пенсионного фонда, к началу 2016 года в Ростовской области сертификат на материнский капитал получили 140,5 тысяч семей. При этом за время действия программы уже более 60 тысяч семей с помощью средств материнского капитала улучшили свои жилищные условия.

За последние два года наблюдается устойчивый рост использования средств МСК на улучшение жилищных условий без использования кредитов.

В области принят Областной закон от 18.11.2011 № 727-ЗС «О региональном материнском капитале», в соответствии с которым с 1 января 2012 года вводится дополнительная мера социальной поддержки семей с детьми в виде регионального материнского капитала.

Пенсионный фонд России продолжает принимать заявления на предоставление единовременной выплаты из средств материнского капитала. Заявление могут подать семьи, которые проживают на территории РФ и получили право на материнский сертификат по состоянию на 31 декабря 2015 года.

Заявление необходимо подать не позднее 31 марта 2016 года. В заявлении указывается номер СНИЛС, а также серия и номер сертификата на материнский капитал. Также при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и банковскую справку с реквизитами счета. Единовременная выплата перечисляется на счет в течение двух месяцев единым платежом.

По состоянию на февраль 2016 года в Ростовской области принято 54 тысячи заявлений о предоставлении единовременной выплаты на сумму 1 млрд. 70 млн. рублей. По 52,5 тысячам заявлений уже перечислено 1 млрд. 39 млн. рублей.

Обращаем внимание владельцев сертификатов на материнский (семейный) капитал: что заявление на единовременную выплату можно подать только один раз за период действия федерального закона от 22.01.2015 № 88-ФЗ — с 1 мая 2015 года по 31 марта 2016 года включительно. Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ (в актуальной редакции) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, №1(ч.1).

Использовать сертификат в ипотечных программах можно в Сбербанке и ВТБ-24 города Ростов-на-Дону. Для получения сертификата необходимо обратиться в Управление социального защиты населения города Ростов-на-Дону по месту жительства. Кроме того, жители Ростовской области могут получить сертификат в специальных учреждениях социального обслуживания семьи и детей, например:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям — Дом семьи г. Азова»;

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям г. Ростова-на-Дону»;

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям Аксайского района»;

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям Советского района»;

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям г. Донецка»;

Для оформления сертификата регионального материнского капитала потребуется предоставить следующие документы: заявление установленного образца; документ, удостоверяющий личность заявителя и его копию; копию свидетельства о рождении ребенка (детей); справку о совместном проживании детей с родителями на территории ростовской области; справку о доходах всех членов семьи за три полных месяца, которые предшествуют дате обращения за получением субсидии. Когда органами социальной защиты населения будут приняты документы от гражданина, претендующего на получение материальной помощи, в срок не более 30 дней ими будет принято решение о выдаче либо отказе в выдаче сертификата. Органы должны проинформировать о своем решении заявителя в течении 10 дней. При отказе в выдаче сертификата претенденту должны вернуть все документы и указать причину такого решения. Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ (в актуальной редакции) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, №1(ч.1).

3. ВЛИЯНИЕ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ В РОССИИ

По итогам социологического опроса было выявлено: Гусева Т.С. «Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования» // Семейное и жилищное право.-2012. №6. — С.21

40% россиян хотели бы иметь в своей семье двоих детей;

12% — четверых и более;

8% ограничились бы одним ребенком;

а 7% вообще не хотят иметь детей.

31% — один ребенок;

33% — два ребенка;

4% — 4 и более детей;

Существующая гипотеза о том, что материнский капитал влияет на рост рождаемости, нашла свое подтверждение.

Основная причина такого прироста — финансовая.

Рождение ребенка связано с немалыми расходами. Ведь, как правило, женщина за несколько месяцев до родов перестает работать, а обеспечение семьи ложится на плечи будущего папы. Многие боятся, что будут не в состоянии обеспечить малыша самым необходимым, а также существует неуверенность в спутнике. Уйдя в декретный отпуск и родив ребенка, женщина на несколько лет становится целиком зависимой от будущего папы. По статистике, большинство браков фактически распадается именно во время первого года жизни ребенка. Многие женщины не уверены, что их спутник сможет пережить подобные испытания, и не рискуют.

Достаточно большое количество женщин очень хотят родить малыша, но не могут. На самом деле почти все болезни, ведущие к бесплодию — это вина самой женщины. Аборты, не вылеченные вовремя инфекции и запущенные венерические заболевания, лишают женщину самого дорогого — способности рожать.

Материнский капитал повлиял на календарь рождений — то есть спровоцировал их сдвиг к более ранним возрастам. Проще говоря, если семья планировала иметь двоих детей, но рассчитывала, что она это сделает не сейчас, а лет через 7, когда будут машина, новое жилье и т.д. — то материнский капитал поспособствовал тому, чтобы семья сделала это пораньше, пока государство что-то дает. Плюс был соответствующий идеологический посыл — возможно, на кого-то он тоже возымел действие. Гусева Т.С. «Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования» // Семейное и жилищное право.-2012. №6. — С.38.

Средняя российская семья не стала желать больше детей. Она просто реализовала ту репродуктивную потребность, которая у нее была — потребность в двух детях.

Даже не понятно, что повлияло больше — сам разворот государства к семье или меры материального характера, конечно, многие склоняются, что на все это повлияло и то, и другое. Если бы многие российские семьи не реализовали свою потребность в детях раньше, чем планировали, благодаря материнскому капиталу, то часть из них за этот период стала бы бесплодными, в том числе за счет абортов, часть могли бы развестись. Причем намного чаще от этих причин погибают люди не семейные или разведенные, а двухдетные семьи разводятся гораздо реже, чем однодетные или бездетные.

Но, не смотря на то что показатель рождаемости в России вырос, общая ситуация в стране не так оптимистична. Проблему рождаемости можно решить только комплексно и за долгие десятилетия.

Таким образом, делая выводы по своей курсовой работе, я хочу сказать, что материнский капитал обладает специфичными чертами, которые присуще только ему.

В данной работе были рассмотрены общие положения по предоставлению материнского капитала, круг лиц, основания и порядок его назначения, влияние материнского капитала на демографию, а так же был произведен анализ рождаемости после его введения.

Анализируя и исследуя источники федеральных законодательств, я выделила признаки, которые характеризуют данные правовые институты и придают им определенную индивидуальность.

Материнский капитал — форма государственной поддержки семьи, которая оказывается при рождении или усыновлении второго или последующего ребенка, при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Данная выплата назначается с целью повышения уровня демографии в России и с целью улучшения условий проживания для семей. Но также стоит учесть, что материнский капитал можно на определенные цели и только один раз Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ (в актуальной редакции) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, №1(ч.1)..

Определяющим, специфическим признаком, в материнском капитале является то, что его можно реализовать только по истечению трех лет со дня рождения (усыновления) второго и последующих детей. П.7. ст. 3. настоящего закона.

Правовые нормы, регулирующие материнский капитал, владеет условной самостоятельностью и однородностью, единством мотивированного назначения и нормативной обособленностью, в совокупности обеспечивают всеохватывающее, достаточно завершенное регулирование и, следовательно, образуют автономный правовой институт.

Итак, делая выводы выше сказанному, необходимо сказать, что данная тема очень важна в наши дни, а также необходимо массово информировать граждан о возможности предоставления материнского капитала. И тогда в будущем наша демографическая обстановка будет продолжать улучшаться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета, № 17, 27.01.1996.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1(ч.1).

Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 (ред. от 09.09.2015) «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» // Российская газета, № 284, 19.12.2007.

Захаров М. И., Тучкова Э. Г. «Право социального обеспечение России» М., 2001 г.

Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1984.

Гусева Т.С. «Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования» // Семейное и жилищное право.-2012.№ 6.-С. 348.

Алексеев С. Общая теория права. В 2-х томах. Т.1. М., Юрид. лит.,1987.

Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. — М.: Контур, 1998.

Г.В. Сулейманова «Право социального Обеспечения», 2003г. С. 304

Исмаилов Ч. «Право социального обеспечения», 2013г. С. 429.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Федеральная программа материнского капитала в России как мера стимулирования рождаемости. Меры, предпринимаемые правительством России по стимулированию рождаемости и преодолению демографического кризиса. Обзор региональных программ материнского капитала.

курсовая работа [1,0 M], добавлен 15.12.2015

Государственная политика РФ в отношении материнского капитала. Создание целостной модели факторов, влияющих на организацию оказания социальной поддержки семьям с детьми в Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле на базе социологического исследования.

дипломная работа [993,3 K], добавлен 17.09.2012

Признание катастрофичности демографического положения России. Программа «материнского капитала», пособия и льготы по рождению ребенка как основные компоненты демографической политики страны. Характеристика национальных проблем Краснодарского края.

контрольная работа [22,0 K], добавлен 06.12.2010

Изучение основных понятий защиты материнства и детства. Понятие семьи, ее роль в обществе. Материнский капитал, как инновационная форма социальной поддержки семьи. Семейное законодательство РФ: от социальных пособий к сбережению материнского капитала.

дипломная работа [77,9 K], добавлен 01.03.2011

Социальное значение и правовые основы функций Пенсионного фонда в Российской Федерации. Особенности и преимущества внебюджетных фондов. Обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы. Структура доходов и расходов бюджета ПФР.

курсовая работа [35,9 K], добавлен 15.10.2014

Правовое регулирование мер государственной социальной поддержки. Круг лиц, имеющих право на меры государственной социальной поддержки. Определение понятий «ветерана труда», «труженик тыла», «жертва политических репрессий». Условия назначения льгот.

курсовая работа [27,1 K], добавлен 29.01.2011

Возможность граждан РФ непосредственно участвовать в формировании собственной пенсии. Основные отличия негосударственного пенсионного фонда от управляющей компании. Показатели норматива достаточности собственных средств (капитала) управляющей компании.

курсовая работа [72,9 K], добавлен 17.03.2011

История развития государственного пенсионного обеспечения и создания Пенсионного фонда в РФ. Нормативно-правовая база, регулирующая его деятельность. Оценка направлений расходования средств Пенсионного фонда РФ, структура и динамика его доходов.

курсовая работа [27,5 K], добавлен 05.01.2015

Социально-психологические причины отказов от материнства. Роль семейного, возрастного, социального факторов в формировании искажений материнского поведения. Результаты психологического обследования отказниц. Работа по профилактике предупреждения отказов.

дипломная работа [79,2 K], добавлен 07.07.2010

Круг лиц, имеющих право на меры государственной социальной поддержки. Меры, направленные на социальную защиту ветеранов труда, их нормативно-правовое обоснование и отражение в законодательстве. Условия назначения льгот ветеранам труда и труженикам тыла.

курсовая работа [33,3 K], добавлен 27.11.2015

Материнский капитал как инструмент регулирования семейной политики: управленческие аспекты

УДК 314.152.2(47
ББК 60.74(2Рос)

Статья посвящена анализу реализацииФедеральным законом № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Рассмотрены основные точки зрения, существующие в научной литературе, по указанному вопросу.

Для закрепления позитивной тенденции в статье предлагается ряд конкретных мер и предложений.

Федеральным законом № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [1] обозначена цель введения материнского капитала – создание условий, обеспечивающих семьям с двумя и более детьми достойную жизнь. Предваряя введение материнского капитала, Президент России В.В. Путин в 2006 году в Послании Федеральному Собрании обозначил задачу этой меры поддержки, как реальное повышение социального статуса женщины, решившейся родить второго ребёнка, помощь ей в решении будущих проблем[2].

С 2007 г. в России семья, родившая (усыновившая) второго или последующего ребёнка, в праве получить дополнительные меры государственной поддержки ‒ материнский (семейный) капитал (далее – МСК).

Это интересно:  Монолитный дом за материнский капитал 2019 год

Кроме федерального материнского семейного капитала в разных регионах страны существуют свои аналоги. Так в Свердловской области сертификаты на областной материнский капитал согласно закону № 86-ОЗ от 20 октября 2011 г. «Об областном материнском (семейном) капитале»[3] выдаются с 2012 г.

Согласно экспертным исследованиям суммарный коэффициент рождаемости (СКР — среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю её жизнь) для простого воспроизводства населения необходим на уровне 2,15. Таким образом, пока показатели не приблизятся к этому уровню, о повышении численности населения (без учёта миграции) не может быть и речи. В 2016 г. суммарный коэффициент рождаемости в России составил 1,76 [4]. По сравнению с 2006 г., когда величина равнялась 1,30 [4], СКР вырос на 36 % .

Даже, отдавая себе отчет, что положительный сдвиг в увеличении рождений второго ребенка в семьях вызван не только воздействием материнского семейного капитала, позитивный эффект налицо.

Однако темпы роста населения остаются медленными, а с учётом вступления в детородный возраст поколения 1990-х, можно предположить, что дальше эта величина будет расти медленнее, или вообще начнёт снижаться, как это и было во время демографического кризиса 1990-х годов.

Федеральный материнский (семейный) капитал действует в России уже двенадцатый год. За это время вопрос предоставления и использования материнского капитала подробно изучен, опубликовано достаточно много научных статей и исследований по вопросам реализации этой меры поддержки. Выделим основные точки зрения по указанному вопросу.

Ряд исследователей, приводя расчёты, утверждают, что материнский капитал до сих пор не оказал эффекта на рост рождаемости в России: «Наличие программы материнского капитала увеличивает вероятность рождения второго и последующего ребёнка на 1,6-2,4%» [5] — приводят цифры исследователи. Обращаясь к данным социологического опроса, авторы исследования отмечают, что только 5,6% женщин, получивших МСК, согласны с тем, что возможность получить материнский капитал повлияла на желание родить второго или последующего ребёнка [5]. Однако подлинность такого опроса вызывает сомнение: далеко не все смогут так в открытую признаться, что родили ребёнка ради денег.

Ряд исследователей утверждает, что материнский капитал не оказал значимого влияния на показатели рождаемости, так как произошёл простой сдвиг календаря рождений – семьи стали решаться на рождения второго или последующего ребёнка раньше, чем планировали [6]. Таким образом, материнский капитал работает как ещё одна мера социального обеспечения , но не как инструмент повышения рождаемости.

Другие исследователи утверждают, что материнский капитал стимулирует семьи на рождение детей и, благодаря этой мере поддержки, рождаемость в последние годы росла. Согласно статистическим опросам более 20% респондентов отмечают, что на принятие их решения о рождении ребёнка существенно повлияла возможность использования материнского (регионального) капитала [7]. Кроме того, в исследованиях отмечается, что даже в условия сокращения доли женщин фертильного возраста, введение региональных материнских капиталов в стране позволило несколько продлить позитивный тренд рождаемости, повысить репродуктивные установки населения и, что не маловажно, реализовать отложенные старшими поколениями рождения детей [8].

Согласно другим исследованиям материнский капитал продемонстрировал высокую эффективность, так как примерно 6% семей России, участвовавших в опросе Росстата, отметили, что решение рожать ещё одного ребёнка приняли с учётом будущей выплаты пособия[9]. В числовом выражении это около 1,8 млн. новорожденных, что, по мнению исследователей, соответствует суммарному прибавлению рождаемости с 2006 года.

Существует небесспорная точка зрения о выравнивающем эффекте материнского капитала [10]: сокращение разницы между рождаемостью в южных регионах (традиционно многодетных) и в северных (малодетных) регионах России.

В большинстве своём, та часть исследователей, которая положительно относится к внедрению материнского капитала, сходится во мнении, что эта мера поддержки является своевременной, инновационной, позволяющей решать не только демографическую проблему общества, но и наиболее острые проблемы семей (в части направлений расходования средств материнского капитала)[11].

Руководители РФ однозначно одобряют действие Федерального материнского (семейного) капитала. Так, например, в своём послании Федеральному Собранию в марте 2018 г. Президент России В.В. Путин отметил, что материнский капитал эффективен: «Наша демографическая политика доказала свою результативность. И мы продолжили, расширили ее. Продлили программу материнского капитала, предусмотрели адресные выплаты при рождении первенца, второго и третьего ребенка»[12] — сказал Президент.

В апреле 2015 г. Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что «материнский капитал реально изменил демографическую ситуацию в стране»[13], значит, с точки зрения государства материнский капитал играет значительную роль в решении семьи завести ещё одного ребёнка.

В марте 2018 г. главный детский обмудсмен России Анна Кузнецова заявила: Программа материнского капитала доказала свою эффективность и будет не только продлена до 2021 г. но и подвергнется совершенствованию[14].

Вячеслав Погудин, председатель комитета по социальной политике Законодательного Собрания Свердловской области, в январе 2018 года в интервью отметил, что материнский капитал, как и другие меры поддержки, дают семьям уверенность, и это положительно влияет на решение родить ребёнка. Благодаря этим мерам поддержки динамика рождаемости в последние годы была положительной [16].

У областной меры поддержки материнства сумма в разы меньше аналогичного пособия по федеральной программе, а направлений использования больше . Придает ли это большую эффективность областному материнскому капиталу?

Обратимся к анализу статистических данных.

направления расходования материнского капитала

программа государственных сертификатов на материнский капитал (с 2007 года)

программа областного материнского (семейного) капитала (с 2012 года)

всего выдано (нарастающим эффектом)

распорядились (распоряжаются) средствами

на улучшение жилищных условий

на оплату образовательных услуг

на оплату платных медицинских услуг

на приобретение садовых, огородных, дачных земельных участков

Невысокий процент, распорядившихся средствами материнских капиталов обоих видов, можно объяснить еще и тем, что получить на руки сертификат на материнский капитал можно сразу после рождения ребёнка; потратить же его по одному из направлений, допускается только после достижения ребёнком трёхлетнего возраста. Поэтому можно предположить, что примерно половина родителей находится в ожидании нужного трёхлетнего срока или в пока не определились, какое направление расходования средств выбрать. Снятие подобного ограничения, на наш взгляд, позволит практически удвоить число распорядившихся средствами материнского капитала .

Самым популярным видом расходования материнского капитала в исследуемый период является направление материнского капитала на улучшение жилищных условий.

Это свидетельствует не только о сложности жилищной проблемы для молодых семей, но и о неэффективности жилищной ипотеки. Рост доступности этого важного инструмента регулирования социальной политики позволил бы приумножить позитивное воздействие материнского капитала.

Относительно невелика доля тех семей, которые тратят материнский капитал на оплату образовательных услуг. Изменение ситуации возможно при планомерном рекламировании подобной услуги в средствах массовой информации, что позволило бы существенно пополнить ряды студенчества.

Очевидно и другое: при появлении альтернативных вариантов (как это иллюстрирует пример с областным МСК), часть семей предпочитает направить деньги на другие нужды – оплата платных медицинских услуг, приобретение садовых, огородных, дачных земельных участков – вместо улучшения жилищных условий.

С учетом состояния здоровья детей, явно недостаточным следует считать долю семей, решивших направить деньги на оплату медицинских услуг за пределами гарантированного бюджетного стандарта. Между тем, проблему качественных обследований частично можно было бы решить за счет программы областного материнского (семейного) капитала.

Кроме перечисленных популярных направлений есть и другие (их список год от года расширяется, но особой популярности они не получают): так например, за всё время действия программы материнского (семейного) капитала (МСК) в Свердловской области, правом распорядиться сертификатом на приобретение товаров и услуг для детей инвалидов воспользовалась всего одна семья [18] – это менее 0,01% от числа всех граждан области распорядившихся средствами.

Год

Кол-во матерей, родивших (по талонам с 2007 г.)

Сравнив данные таблиц 1 и 2, видно, что количество выданных сертификатов отличается от суммарного количества матерей, родивших второго ребёнка (за которых родители должны были получить федеральный материнский капитал), третьего ребёнка (за которых родители должны были получить региональный материнский капитал) и последующих детей.

В данном случае интересно изучить динамику рождаемости вторых и третьих детей в сравнении с 2007 и 2012 гг. и соответственно, когда были только введены федеральный и областной материнские капиталы.

60728

Кол-во матерей, родивших (по талонам с 2007 г.)

60007

28781

24983

8224

3254

Из таблицы № 3 видно, что в последние годы происходит смещение акцента на рождение в семьях как можно большего количества детей – это подтверждает растущая динамика рождений вторых и последующих детей и падающие с 2012 г. показатели рождения первых детей. Так же это может объясняться тем, что первых детей сейчас рожает малочисленное поколение 1990-х, а вот следующих детей в основном продолжают рожать представители поколения 1980-х, родившиеся во время «демографического бума».

Сравнивая показатели рождаемости Свердловской области с показателями рождаемости Российской Федерации, отметим, что наблюдаемые тенденции во многом сходны: в масштабах страны по сравнению с 2007 г. к концу 2017 г. также наблюдается увеличение на 34,2% числа матерей, родивших второго ребёнка (по Свердловской области на 36,2%), общее количество новорожденных с 2007 увеличилось всего на 5,8% (в области на 8,6%), максимальное число рождений детей разной очерёдности зафиксировано в одни и те же годы, максимальное количество новорожденных зафиксировано в России и в области в смежные годы (в 2015 и в 2014 соответственно). Таким образом, динамика рождаемости в Свердловской области повторяет общероссийские тенденции, инструменты стимулирования рождаемости, как областные, так и федеральные, действуют в нормальном режиме.

Для совершенствования использования материнского капитала для создания условий, обеспечивающих семьям с двумя и более детьми достойную жизнь, органам государственной власти необходимо, прежде всего, провести масштабное аналитическое исследование эффективности воздействия материнского капитала на ход демографической политики.

  1. Проведение в каждом регионе научно-практической конференции по указанной тематике.
  2. Выявление усредненного коэффициента (доли) реального воздействия материнского капитала в общем приросте населения.
  3. Установление региональной и муниципальной специфики применения материнского капитала.
  1. Рассмотрение роли материнского капитала в общем контексте инструментов регулирования семейной политики(областные целевые программы по улучшению положения детей, женщин и семьи, в том числе Программа демографического развития Свердловской области на период до 2025 года, Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», Комплексная программа «Старшее поколение» 2014-2018; выплата пособий и компенсаций, предоставление льгот различным категориям семей, жильё, предоставляемое по договору социального найма, сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, областные мероприятия в поддержку семьи и детей, знак отличия Свердловской области «Материнская доблесть» и другие).
  2. Превращение материнского капитала из временного в постоянный инструмент регулирования семейной политики.
  3. Введение доступного и обязательного дошкольного образования для детей от года до трех лет, позволившего бы матерям не прерывать работу при рождении ребенка.
  4. Оптимизация условий предоставления жилищной ипотеки для молодых семей.
  5. Распространение в широких масштабах строительства жилья, предоставляемого по договору социального найма.
  6. Доведение размера адресных выплат до 1,5 лет и на ребенка 1,5–3-х лет до величины прожиточного минимума для семей, где среднедушевой доход не выше 250% прожиточного минимума (ныне 150% прожиточного минимума на местном уровне).
  7. Заметим, однако, что все ныне действующие и предлагаемые меры относятся к категории мер социальной защиты, гарантирующей гражданину социальную защищенность в рамках минимальных социальных стандартов. Выход на уровень обеспечения семьям с двумя и более детьми стандарта «достойная жизнь» требует либо подключения института социального страхования, либо принятия принципиально новой стратегии развития семейной политики. Но это уже тема отдельной статьи.

Литература

  1. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ (в ред. от 7 марта 2018 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Послание Президента Федеральному Собранию 2006 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60109/ (дата обращения 28.03.2017)
  3. Об областном материнском (семейном) капитале: Закон Свердловской области от 20 октября 2011 г. № 86-ОЗ (в ред. от 26 апреля 2016 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  4. Суммарный коэффициент рождаемости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo27.xlsx(дата обращения 28.03.2017)
  5. Слонимчик Ф., Юрко А. Оценка влияния политики материнского капитала в России // Демографическое обозрение. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-politiki-materinskogo-kapitala-v-rossii (дата обращения 28.03.2017)
  6. Терентьев И., Волкова О. Рожают не больше, а быстрее. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/society/30/04/2015/56bce2189a7947299f72c060 (дата обращения 28.03.2017)
  7. Архангельский В.Н., Джанаева Н.Г. Региональные особенности динамики рождаемости и демографическая политики // Уровень жизни населения регионов России. 2014. №1 (191). С. 73-82
  8. Попова Л.А. Современная российская демографическая политика в области рождаемости: результаты и направления совершенствования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. №2 (44)
  9. Якименко М.В., Вострухина Д.Ю. Материнский капитал как инструмент социально ориентированной политики государства // Экономические исследования. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materinskiy-kapital-kak-instrument-sotsialno-orientirovannoy-politiki-gosudarstva (дата обращения 28.03.2017)
  10. Куликова Н.А., Березина В.Ю. Материнский капитал как мера стабилизации демографической ситуации в России // Социальное и пенсионное право.2012. №2. С. 12.
  11. Хайруллина Ю.Р., Жигитова Т.В., Хайруллин Р.Р. Материнский капитал. Инвестиции в будущее или социальное пособие // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №3. С. 270-274
  12. Послание Президента Федеральному Собранию 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 28.03.2017)
  13. Замахина Т., Кузьмин В. Реальность без иллюзий // Российская газета. 2015. №6656 (85).
  14. Лебедева Н.. Сертификат доверия. // Российская газета. 15 марта 2018. С.6.
  15. Мурашова Е. В России появится единый закон для поддержки многодетных семей // Областная газета. 2018. №28.
  16. Абрамова Е. Нюансы господдержки материнства // Областная газета. 2018. №15.
  17. В 2017 году в Свердловской области выдано более 23 тыс. сертификатов на материнский капитал// Пенсионный фонд России — отделение по Свердловской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/branches/sverdlovsk/news
Это интересно:  Материнский капитал под первоначальный взнос 2019 год

2018/01/23/151516 (дата обращения 28.03.2017)

  • Об исполнении закона Свердловской области «Об областном материнском (семейном) капитале»: постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 14 ноября 2017 г. № 884-ПЗС. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  • Материнский капитал 2018 — что нового? [Электронный ресурс]. URL: http://materinskij-kapital.ru/v-2018-godu/(дата обращения 28.03.2017)
  • Увеличение размера областного материнского капитала [Электронный ресурс]. URL: https://msp.midural.ru/download/13369/ (дата обращения: 28.03.2017)
  • Поисково-мониторинговая система Фонда социального страхования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://fz122.fss.ru (дата обращения: 23.03.2017)
  • Bibliography

    1. On additional measures of state support for families with children: Federal Law № 256-FL of 29 of December 2006 (as amended on 7 March 2018). In this form the document was not published. Access from the ref.-legal system «ConsultantPlus».
    2. Message of the President to the Federal Assembly in 2006. [e-resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60109/ (date of reference 28.03.2017)
    3. On the regional maternity (family) capital: Law of the Sverdlovsk region of 20 October 2011 № 86-OL (as amended on 26 April 2016). In this form the document was not published. Access from the ref.-legal system «ConsultantPlus»
    4. Total fertility rate. [e-resource]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo27.xlsx (date of reference 28.03.2017)
    5. Slonimchik F., Yurko A. Evaluation of the impact of the policy of the maternal capital in Russia // Demographic Review. 2015. [e-resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-politiki-materinskogo-okapitala-v-rossii (date of reference 28.03.2017)
    6. Terentyev I., Volkova O. Give birth no more, but faster. [e-resource] URL: https://www.rbc.ru/society/30/04/2015/56bce2189a7947299f72c060 (date of reference 28.03.2017)
    7. Arkhangel’skii V.N., Dzhanaeva N.G.. Regional features of birth rate dynamics and demographic policy // Living standards of the population of Russian regions. 2014. № 1 (191). P. 73-82
    8. Popova L.A. Modern Russian demographic policy in the field of fertility: results and directions of improvement // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2016. №2 (44)
    9. Yakimenko M.V., Vostrukhina D.Yu. Maternal capital as an instrument of socially oriented state policy // Economic research. 2015. [e-resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materinskiy-kapital-kak-instrument-sotsialno-orientirovannoy-politiki-gosudarstva (date of reference 28.03.2017)
    10. Kulikova N.A., Berezina V.Yu. Maternal capital as a measure of stabilization of the demographic situation in Russia // Social and pension law.2012. №2. P. 12.
    11. Khairullina Yu.R., Zhigitova T.V., Khairullin R.R. Maternal capital. Investments in the future or social benefits // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2015. № 3. P. 270-274.
    12. Message of the President to the Federal Assembly in 2018. [e- resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (date of reference 28.03.2017)
    13. Zamahina T., Kuzmin V. Reality without illusions // Rossiyskaya Gazeta. 2015. № 6, 656 (85).
    14. Lebedeva N. Certificate of trust. // Russian newspaper. 15 March, 2018. P.6.
    15. Murashova E. Russia will have a single law to support large families // Regional newspaper. 2018. № 28.
    16. Abramova E. Nuances of state support of motherhood // Regional newspaper. 2018. № 15.
    17. In 2017, more than 23 thousand certificates for maternity capital were issued in the Sverdlovsk region // The Pension Fund of Russia is a branch of the Sverdlovsk Region. [e-resource]. URL: http://www.pfrf.ru/branches/sverdlovsk/news

    2018/01/23/151516 (date of reference 28.03.2017)

  • On the implementation of the law of the Sverdlovsk region «On the regional mother (family) capital»: Resolution of the Legislative Assembly of the Sverdlovsk region of 14 November 2017 № 884-CCD. In this form the document was not published. Access from the ref.-legal system «ConsultantPlus»
  • Maternity capital 2018 — what’s new? [e-resource]. URL: http://materinskij-kapital.ru/v-2018-godu/ (date of reference 28.03.2017)
  • Increasing the size of the regional maternity capital. [e-resource]. URL: https://msp.midural.ru/download/13369/ (date of reference 28.03.2017)
  • Search and monitoring system of the Social Insurance Fund of the Russian Federation. [e-resource]. URL: http://fz122.fss.ru (date of reference 28.03.2017)
  • Maternal capital as a tool for regulation of family policy: management aspects

    The article is devoted to the analysis of the implementation by Federal Law № 256-FL of 29 December 2006 «On additional measures of state support for families with children». The main points of view that exist in the scientific literature on this issue are considered.

    To consolidate the positive trend, the article proposes a number of concrete measures and proposals.

    • Власть и государственное управление

    • Содержание
    • Следующая статья
    • Предыдущая статья

    • Версия для печати

    Материнский капитал как один из способов решения демографической ситуации в Российской Федерации

    Статья просмотрена: 920 раз

    Библиографическое описание:

    Демографическая ситуация в Российской Федерации является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности, и стала результатом целенаправленной деятельности Президента и Правительства России по принципиально новому подходу к проблеме рождаемости.

    В условиях критической демографической ситуации, характеризующейся выраженной депопуляцией большинства регионов Российской Федерации, проблемы репродуктивного здоровья населения приобретают особую значимость [1].

    По данным Всероссийской переписи населения 2002 года только 15% из 41 млн. российских семей воспитывают двух несовершеннолетних детей, менее 3% семей воспитывают трех и более несовершеннолетних детей, и почти у половины семей несовершеннолетних детей нет.

    В мае 2006 года в Обращении Президента Российской Федерации Владимира Путина к Федеральному Собранию решение демографических проблем было названо важнейшим национальным приоритетом, а в то время первый вице-премьер Правительства Дмитрий Медведев особо отметил, что «впервые в российской практике вводится принципиально новая мера стимулирования рождаемости».

    Материнский (семейный) капитал – форма государственной поддержки семей, имеющих детей, осуществляемая с 2007 года при рождении (усыновлении) второго, (третьего или последующего – только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство [2].

    Размер материнского (семейного) капитала по годам представлен в таблице 1.

    Размер материнского капитала по годам

    Размер выплат (дотация) руб.

    с 1 января 2007

    256-ФЗ от 29.12.2006 г.

    с 1 января 2008

    с 1 января 2009

    с 1 января 2010

    с 1 января 2011

    241-ФЗ от 28.07.2010 г

    В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.12.2006), право на получение материнского (семейного) капитала имеют:

    1) женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

    2) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

    3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года [2]. Материнский (семейный) капитал может быть потрачен только на следующие цели:

    — получение образования ребёнком;

    — улучшение жилищных условий;

    — формирование накопительной части трудовой пенсии.

    Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала возможно только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, т.е. реальные выплаты начались с 2010 года. На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год заложено 132 млрд. руб. [3].

    2 августа 2010 года в законодательство внесены изменения, касающиеся использования средств материнского капитала. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала» вносит изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», в соответствии с которыми в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, вместо справки о рождении по форме № 26 будет выдаваться свидетельство о рождении. С этой целью признается утратившим силу абз. 3 п. 2 ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния». Изменения закона будут распространяться на ситуации, которые возникли после 15 ноября 1997 года. Возможность получения свидетельства о рождении позволяет матерям, потерявшим ребенка на первой неделе жизни, получить сертификат на материнский капитал.

    Число родившихся детей за период 2006 – 2010 г.г. представлено в таблице 2.

    Эксперт: Материнский капитал оказался эффективным

    Нельзя не заметить, что демографические успехи России коррелируют с ее экономической динамикой. В 1998 году наша страна достигла крайней точки экономического падения, снизив размер душевых доходов чуть ли не вдвое по сравнению с дореформенным. С тех пор уровень жизни населения значительно вырос и перекрыл лучшие советские показатели. Однако напрямую увязывать качество жизни с рождаемостью невозможно. Например, в бывших социалистических странах восточной Европы — таких, как Польша, Чехия, Венгрия, восточные земли Германии, — значительно превзойден былой уровень жизни, однако восстановить рождаемость двадцатипятилетней давности так и не удалось.

    В последние годы Россия стала одним из демографических лидеров Европы, обогнав по количеству рождений на 1000 жителей не только Италию, ранее славившуюся своей многодетностью, но и страны с традиционной мусульманской культурой: Албанию, Боснию и Герцеговину. Сыграло ли свою роль в российском демографическом возрождении введение такой меры, как материнский капитал?

    По результатам исследований, проведенных Росстатом в 2013 году, около шести процентов опрошенных российских семей признали, что их решение о рождении второго ребенка было принято с учетом ожидаемой выплаты материнского капитала. В масштабах страны шесть процентов выглядят очень весомо — примерно 1,8 миллиона новорожденных. Эта цифра почти точно совпадает с суммарной прибавкой рождаемости после 2006 года и свидетельствует о высокой эффективности материнского капитала.

    В опросе принимали участие супружеские пары всех возрастов, от молодоженов до глубоких стариков.

    Правда, этот эффект имеет региональное своеобразие. В первые годы после введения новой социальной меры наиболее крупные выплаты пришлись на территории с традиционно высокой рождаемостью (Дагестан, Чеченская республика и т.д.). Поскольку каждая семья имеет право получить материнский капитал за рождение ребенка любой очередности, кроме первенца, но только один раз, то, начиная с 2007 года, в многодетных регионах оформляли сертификаты и на вторых, и на третьих, и даже на седьмых детей. Затем спрос на маткапитал на Северном Кавказе пошел на убыль: получив сертификат за вторые роды, право на такую же материальную поддержку следующих детей семья уже потеряла.

    Напротив, в русской провинции, пережившей наиболее глубокий демографический кризис, выплаты семейного капитала увеличиваются год от года. Для семей, у которых главный вопрос планирования: быть или не быть второму ребенку? — получение родового сертификата на 429 тысяч рублей нередко оказывается главным аргументом. Не удивительно, что рождаемость в регионах Сибири, Урала, русского Севера и Поволжья сейчас растет опережающими темпами. Дореформенный уровень уже перекрыли Новосибирск и Екатеринбург, Алтайский и Красноярский край, Вологодская, Костромская, Нижегородская, Томская области — всего около тридцати регионов с преимущественно русским, прежде, как правило, малодетным населением. Можно констатировать, что разрыв в рождаемости между российским севером и российским югом за последнее десятилетие заметно сократился — в том числе, благодаря выравнивающему действию материнского капитала.

    А вот для Москвы эффект от применения родовых сертификатов сомнителен. При высокой стоимости столичной недвижимости жилищный вопрос за счет маткапитала здесь решить невозможно. Вероятно, поэтому уровень рождаемости в Москве заметно ниже среднего российского: 11,3 рождений против 13,3 рождений на 1000 жителей. Позитивные демографические показатели столицы формируются исключительно благодаря удачной возрастной структуре, из-за постоянного притока провинциальной молодежи.

    Похоже, что для Москвы нужна иная модель демографической политики. А в целом по России применение материнского капитала следует признать успешной социальной мерой, наиболее эффективной в прежде депрессивных областях.

    Статья написана по материалам сайтов: vestnik.uapa.ru, moluch.ru, rg.ru.

    «

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий