Назначение семейного материнского капитала 2019 год

НОУ ВПО Российский новый университет

КОЛЛЕДЖ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13

Дисциплина: ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Тема: Материнский (семейный) капитал

Преподаватель Джураева Наталия Юрьевна

Москва

Практическая работа № 13

Тема: Материнский (семейный) капитал

Продолжительность – 2 часа.

Цель работы:ознакомиться с назначение материнского (семейного) капитала, с деятельностью Пенсионного фонда РФ по его выплате..

Задачи занятия:овладение обучающимися общими компетенциями:

ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, гражданами.

ОК 7: Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9: Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13: Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Занятие направлено на:

1. Закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Материнский (семейный) капитал».

2. Формирование практического опыта по определению алгоритма действий при обращении в органы ПФР за реализацией права на материнский (семейный) капитал.

Перечень основных терминов:

— материнский (семейный) капитал,

— Пенсионный фонд РФ (ПФР).

— раздаточный материал (задания).

— Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

— Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения; учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2013.

Учебные вопросы, разбираемые на занятии.

1. Дополнительная государственная помощь семьям, имеющим детей

2. Реализация права на материнский (семейный) капитала.

1. Метод проведения – ответ на предложенные вопросы и решение ситуационных задач.

2. Форма практического занятия – индивидуальная.

3. Вид контроля – зачет с оценкой.

Ход выполнения задания:

1.Изучить теоретический материал.

2.Записать в тетрадь для практических работ ответы на контрольные вопросы.

3. Обсуждение ответов.

1. ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

2. Назначение материнского капитала.

3. Субъекты правоотношений по поводу материнского капитала, круг лиц, имеющих на него право.

4. Размер материнского капитала, его ежегодная индексация.

5. Документы, которые необходимо подать в Пенсионный фонд Российской Федерации для оформления сертификата на материнский капитал.

6. Использование материнского капитала для улучшения жилищных условий, обучение детей, пополнение накопительной части пенсии матери.

Теоретический материал

Материнский (семейный) капитал

Материнский капитал –средства федерального бюджета, передаваемые в ПФР на реализацию доп мер госс поддержки материнства, детства, семьи. В 2007 г. размер м к составлял 250 тыс. руб за рождение 2-го ребенка, сумма эта ежегодно индексировалась с учетом инфляции. Право на него имеют:

— женщина, родившая 2 или 3 ребенка после 2007 г., ранее не получавшая его,

— мужчина, являющийся единственным усыновителем 2 или 3 ребенка после 2007 г.. Эти лица получают гос. сертификат – именной док, подтверждающий право на получение данного капитала. Все эти лица заносятся в Федеральный регистр лиц, имеющих право на доп меры гос поддержки. Регистр содержит след. информацию: № СНИЛС, Ф.и.о., дату рождения, пол, адрес места жительства, серию и № паспорта, дату его выдачи, наименование органа, его выдавшего, дату включения в регистр, сведения о детях – Ф.И.О., дату рождения, реквизиты свидетельства о рождении, о выбранном направлении использования материнского капитала, сведения о прекращении права на материнский капитал. Регистр ведет ПФР. Распорядиться средства СК или его частью возможно после достижения ребенком возраста 3 лет. Их можно потратить на:

— улучшение жилищных условий,

— обучение ребенка (оплату дет. сада),

— формирования накопительной части пенсии мамы.

В случае приобретения жилья оно должно находиться на территории РФ. Жилье оформляется в общую собственность родителей, детей, в т.ч. усыновленных, иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.

Оплачивать обучение любого ребенка любого учебного заведения, находящегося на территории РФ. Женщина, разместившая СК на накопит части пенсии вправе до дня назначения ей пенсии отказаться от данного направления расходования средств и потратить их на др. нужды. Женщины, не потратившие СК на учебу детей или жилье, при назначении ей пенсии вправе включить СК в накопительную часть пенсии.

1.Группа разбивается на 3 части в двух выбирают капитана, который отвечает за действия команды. Командам предлагается по 6 задач, которые надо решить в течение 15 минут, а также придумать 5 свои для противников. Третья команда – аналитики, которые оценивают:

А) правильность решения задач,

Б) корректность задач и правильность их решения.

Аналитики выставляют оценки участникам команд в соответствии с их участием в работе.

№ 1. В семье Сидоровых мать ожидала четвертого ребенка. Когда у нее начались схватки, 18-летний сын Роман предложил отвезти мать в больницу. Глава семейства решил сопроводить роженицу в роддом. По пути в больницу Роман не справился с управлением, и машину занесло на встречную полосу. Водитель отделался переломом ребер и сотрясением мозга, младенца удалось спасти, а родители погибли. Определите право семьи Сидоровых на материнский (семейный) капитал.

№ 2.Гр. И., получив гос. сертификат, подтверждающий право на получение СК, решила приобрести себе жилье, чтобы жить отдельно от своих родителей. По интернету она нашла объявление о продаже недорогого жилья в Болгарии и обратилась за консультацией к юристу, чтобы узнать алгоритм действий по приобретению данного жилья, используя СК.Какой ответ ей даст юрист?

№ 3.Обладательница сертификата на право получения материнского капитала оказалась в затруднительном материальном положении.Может ли она воспользоваться средствами СК?

№ 4.Родители многодетной семьи, воспользовавшись материнским капиталом, приобрели жилье. В чью собственность поступило данное жилье?

№ 5.Через полгода после рождения двойни их мать, ранее не имевшая детей, решила получить материнский капитал Она обратилась к юристу за консультацией.Что он ей ответил?

№ 6.Через год после рождения второго ребенка К. решила выйти на работу, отдать ребенка в дет.сад и оплачивать его за счет СК.Возможно ли это? № 7.Родители решили отправить старшего сына на учебу в Оксфорд и оплачивать его обучение за счет СК, полагавшегося им за рождение младшего ребенка.Возможно ли это?

№ 9.40-летняя Л. средства СК в 2008 г. направила на накопительную часть своей пенсии. В 2014 г. она решила иначе распорядиться ими и потратить на ипотеку.Имеет ли она на это право? Какой ответ даст юрист?

№ 10. Имеет ли право одинокий мужчина, усыновивший в 2009 г. второго ребенка, направить средства на накопительную часть своей пенсии?

№ 11. Имеет ли право женщина, у которой выросли дети, на материнский капитал при рождении ребенка в 2014 г.?

№ 12.У Л. в 2008 г. в автокатастрофе погибли двое детей – 1990 и 2007 г.р. В связи с тем, что у нее уже имеется жилье, средства СК остались нереализованными. В 2014 г. она обратилась в ПФР за назначением ей трудовой пенсии по старости.Утрачивает ли она право на материнский капитал? Прокомментируйте ситуацию.

В тетради для практических работ выполните задание:

Ответьте, ВЕРНО или НЕВЕРНО:

1. Материнский капитал выплачивает ФСС.

2. Материнский капитал выплачивается за рождение второго и каждого последующего ребенка.

3. Семья вправе воспользоваться средствами материнского капитала только после достижения детьми 18-летия.

4. Семья вправе воспользоваться средствами материнского капитала, когда ребенок, по поводу рождения которого он назначен, достигнет возраста 3 г.

5. Если семья решит оформить ипотеку, возраст ребенка значения не имеет.

6. Материнский капитал можно потратить на обучение любого из детей.

7. Орган, обеспечивающий семью материнским капиталом, вправе решать, на что семья может потратить данные средства.

8. Если семье необходимы деньги на дорогостоящую операцию, деньги выделяются незамедлительно.

9. Если мать умерла при рождении ребенка, материнский капитал получает отец.

10. Средства материнского капитала ежегодно индексируются.

Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Материнский капитал — как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [7; с. 3] (далее — Закон о поддержке семей).

Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) [15; с. 20].

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере. [21; с. 3]

Появление в нашей стране программы материнского капитала не могло не оказать влияния на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции — пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута — материнский (семейный) капитал» (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации). [14; с. 82]

Некоторые исследователи (А.Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях» [32; с. 56].

Это интересно:  Индексируется ли материнский капитал в году 2019 год

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия» [31; с. 63].

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат» [31; с. 35].

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав: кредитный договор на приобретение жилья, наличие задолженности по кредитному договору, наличие государственного сертификата на материнский (семейный капитал), предъявление сертификата в органы Пенсионного фонда РФ с целью погашения кредитного договора, право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат, обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение, оформить указанное жилое помещение в общую собственность. Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:

— отношения по получению сертификата,

— отношения по получению кредита на недвижимость,

— отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» [2, с. 39].

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей». Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» [21; с. 112].

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

— рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

— период времени, в течение которого это произошло, — с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ [1; с. 3].

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина — ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал [4; с. 12].

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

— при установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

— если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» [32; с. 36].

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка.

Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели [21; с. 359].

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, так же как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то — третьего» [28; с. 32].

Отметим, однако, что на совещании у Президента РФ В.В. Путина, посвященном вопросам демографической политики, республика Мордовия прозвучала в числе тех регионов, где областные власти установили незначительный размер материнского капитала. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на стенограмму заседания, речь идет о региональном материнском капитале, который выплачивается дополнительно к федеральному.

В частности, Владимир Путин заявил, что «в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается — и отличается значительным образом, в разы… Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно» [4; с. 3].

Итак, материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего — только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

Проект Ruspension.ru»

Информационно-образовательный проект о будущем капитале

Материнский капитал

В ходе проведения семинаров по пенсионной реформе Ruspension.ru ставит своей целью раскрыть весь потенциал имеющихся на сегодняшний день способов приумножения активным гражданином размера своего будущего пенсионного капитала.

К таким инструментам приумножения капитала можно отнести:

Рассмотрим, как могут использовать для приумножения своего будущего пенсионного капитала инструмент «материнский капитал» — государственную поддержку семей с детьми — матери двоих и более детей. Реализатором данной госфункции является Пенсионный фонд России.

Содержание

1. Понятие материнского капитала

2. Порядок получения материнского капитала

3. Возможности использования материнского капитала

4. Направление материнского капитала на накопительную пенсию

1. Понятие материнского капитала

Материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в Пенсионный фонд России (ПФР) с целью поддержки семей, имеющих детей.

Материнский капитал может быть использован для улучшения жилищных условий семей, получения образования детьми или для формирования будущей пенсии матери.

Согласно Федеральному закону № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – 256-ФЗ), материнский капитал предназначен для семей, у которых в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года появился (появится) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети). Речь идет как о рождении, так и об усыновлении второго, третьего и последующих детей (далее — второго ребенка).

Это интересно:  Все про мат капитал в году 2019 год

Получателями материнского капитала могут быть:

  • женщина, имеющая российское гражданство и родившая (усыновившая) второго ребенка;
  • отец (усыновитель) второго ребенка в случае прекращения согласно 256-ФЗ права на материнский капитал у женщины;
  • мужчина, имеющий российское гражданство и являющийся единственным усыновителем второго ребенка;
  • ребенок (дети в равных долях), если он еще не является совершеннолетним или учится в образовательном учреждении, но при этом не старше 23 лет, при прекращении права на материнский капитал у отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных законом случаях.

Процесс получения данной государственной льготы можно условно подразделить на три этапа:

1) получение права на материнский капитал: появление в семье второго ребенка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года;

2) получение государственного сертификата на материнский капитал: срок обращения за сертификатом не ограничен;

3) распоряжение государственным сертификатом на материнский капитал: срок распоряжения не ограничен.

2. Порядок получения материнского капитала

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз.

В подтверждение права на получение материнского капитала выдается государственный сертификат на материнский капитал (далее — сертификат). Срок обращения за сертификатом после появления второго ребенка не ограничен.

Для получения сертификата необходимо сделать следующее:

1) оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка;

2) подать в ПФР заявление о выдаче сертификата и заверенные копии:

  • документа, удостоверяющего личность заявителя и место его жительства;
  • документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей;
  • документа, подтверждающего российское гражданство ребенка (детей), рожденного (усыновленного) после 1 января 2007 года;

3) дождаться по почте уведомления о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата. Срок рассмотрения документов – один месяц с даты их подачи;

4) получить сертификат в ПФР.

3. Возможности использования материнского капитала

Средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету.

Для использования материнского капитала необходимо подать в ПФР заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала.

Средства материнского капитала могут быть направлены на следующие цели:

1) улучшение жилищных условий: приобретение (строительство) жилого помещения и погашение кредита на жилье;

2) получение образования ребенком (детьми) в любом российском образовательном учреждении;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Распорядиться средствами материнского капитала можно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. Исключением является направление средств на погашение кредита на приобретение (строительство) жилого помещения.

Средствами материнского капитала можно распоряжаться в полном объеме либо частями, направляя его на различные цели.Также можно сначала распорядиться капиталом частично, а оставшейся частью распорядиться позднее.

Если женщина не распоряжалась материнским капиталом до выхода на пенсию, она вправе учесть эти средства в составе пенсионных накоплений при назначении ей накопительной пенсии.

4. Направление материнского капитала на накопительную пенсию

Средства материнского капитала могут направляться на формирование накопительной пенсии (далее — пенсии) матери. В этом случае средства материнского капитала включаются в состав ее пенсионных накоплений.

Пенсионные накопления могут учитываться и инвестироваться как в ПФР, так и в негосударственном пенсионном фонде (НПФ). По результатам инвестирования пенсионных накоплений начисляется инвестиционный доход.

Средства материнского капитала (или их часть), первоначально направленные на формирование пенсии, могут быть перенаправлены до момента ее назначения на другие цели.

Порядок направления средств материнского капитала на формирование пенсии в НПФ предусматривает следующие действия:

1) получение сертификата;

2) заключение с НПФ договора об обязательном пенсионном страховании (ОПС) и подача в ПФР заявления о переходе в данный фонд;

  • заявления о распоряжении капиталом (направлении средств (части средств) на формирование пенсии);
  • сертификата;
  • страхового свидетельства ОПС владельца сертификата;
  • документа, удостоверяющего личность, место жительства владельца сертификата.

В течение месяца ПФР принимает решение о переводе средств в НПФ, после чего в течение месяца осуществляется перевод.

Таким образом, если иные вопросы семьи решены, материнский капитал может стать инструментом повышения будущей пенсии матери.

Материнский (семейный) капитал

Понятие, лица, порядок и условия получения материнского (семейного) капитала

В России в середине 2000-х гг. руководство страны связало задачи семейной политики со стимулированием женщин к рождению большего числа детей. В качестве ключевой меры, призванной побудить женщин к рождению (как минимум) второго ребенка, в 2006 г. была провозглашена программа материнского (семейного) капитала. «Введение данной меры знаменовало переход к новому этапу российской семейной политики, характеризующемуся изменением символических и материальных отношений между семьей (женщиной) и государством».

Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало Послание В.В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. Одной из ключевых мер решения демографических проблем было названо стимулирование рождаемости, а именно, введение мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка. Послание Президента РФ 2006 г. определило демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ и были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Совокупность предложенных нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения. При этом в качестве главной меры, призванной побудить женщин к рождению, как минимум, двух детей, был назван материнский капитал.

Это нововведение — материнский капитал — как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Закона о поддержке семей.

Государственная поддержка оказывается:

  • — женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
  • — женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  • — мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г.

Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка, либо у ребенка (детей в равных долях). Более наглядно схему выдачи мат. капитала можно посмотреть в приложении А.

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. Такое право имеют мужчины, которые являются единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

Появление в нашей стране программы материнского капитала, конечно же повлияло на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе:

  • — принципов всеобщности социального обеспечения;
  • — дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • — гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции — пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута — материнский (семейный) капитал». Некоторые исследователи (Екатерина Бороздина, Елена Здравомыслова, Анна Темкина) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях».

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия».

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат».

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав:

  • — кредитный договор на приобретение жилья;
  • — наличие задолженности по кредитному договору;
  • — наличие государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (Приложение Б);
  • — право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат,
  • — обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение (оформить указанное жилое помещение в общую собственность). Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:
  • — отношения по получению сертификата,
  • — отношения по получению кредита на недвижимость,
  • — отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца».

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей». Кроме того, «она не встроена в общий нелиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…».

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

  • — рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;
  • — период времени, в течение которого это произошло, — с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. У семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется «узаконенное неравенство», так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже.

Семья, состояние которой характеризуется в настоящее время в России низким уровнем экономической, социальной и правовой защищенности, является основным звеном воспроизводства человеческого капитала и нуждается в продуманной и системной поддержке со стороны государства и общества. Семья и ее интересы должны стоять в центре социально-педагогической политики государства. Лишь такой подход позволит ослабить негативные последствия реформирования общества. В нашей стране общественные институты, способствующие приспособлению семьи к изменившимся условиям, не в силах обеспечить условия по расширенному воспроизводству и накоплению человеческого капитала. Ряд шагов, предпринятых в течение последних лет на уровне Правительства РФ, «направлен на создание экономических условий, достаточных для формирования человеческого капитала на уровне семьи, но, к сожалению, только из числа детей, рожденных после 1 января 2007 г.».

Это интересно:  Материнский капитал опекаемым детям 2019 год

Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Ж., родившая третьего ребенка в 2003 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина — ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

  • — при установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них;
  • — если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им».

Более подробное определение субъекта права на материнский капитал необходимо и по следующей причине. Например, женщина, родившая (усыновившая) детей и получившая право на меры дополнительной государственной поддержки и реализовавшая это право, умирает либо у нее это право прекратилось по другим основаниям. Дети остались без родительского попечения и могут быть усыновлены, возникнет ли в этом случае у женщины (семьи), их усыновившей, право на материнский капитал? В случае положительного ответа в отношении тех же детей повторно возникнет право на материнский семейный капитал, но такое решение не будет соответствовать сути социального обеспечения.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка.

Проект федерального бюджета на 2015 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2015 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели.

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Челябинской области, в семьях которых размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области.

Порядок учета и исчисления среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение областного материнского (семейного) капитала, устанавливается Губернатором Челябинской области.

Право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют:

  • 1) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2012 года, если ранее они не воспользовались правом на получение областного материнского (семейного) капитала;
  • 2) мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на получение областного материнского (семейного) капитала, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2012 года.

Распоряжаться средствами регионального материнского (семейного) капитала можно в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

  • 1) получение образования ребенком (детьми);
  • 2) оплата медицинских услуг, оказываемых родителю (родителям) и (или) ребенку (детям), в случае необходимости получения им (ими) медицинской помощи (далее — оплата медицинских услуг).

Заявление о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала подлежит рассмотрению уполномоченным органом в течение одного месяца с даты приема заявления о распоряжении средствами со всеми необходимыми документами, по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами являются:

  • 1) прекращение права на получение областного материнского (семейного) капитала
  • 2) нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами;
  • 3) указание в заявлении о распоряжении средствами направления использования средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Законом;
  • 4) указание в заявлении о распоряжении средствами суммы средств областного материнского (семейного) капитала (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств областного материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении средствами.

Уполномоченный орган не позднее чем через пять рабочих дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении средствами, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления.

Средства (часть средств) регионального материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами могут быть направлены на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Так же, средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком так и усыновленным, в том числе первым, вторым, третьим ребенком и последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 23 лет.

Порядок направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком устанавливается Правительством Челябинской области.

По следующему направлению средства областного материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами могут быть направлены на оплату медицинских услуг, предоставляемых любой медицинской организацией на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих медицинских услуг. Необходимость получения медицинской помощи родителями и детьми подтверждается соответствующей справкой, выданной медицинской организацией.

Средства областного материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату медицинских услуг, оказываемых как родному ребенку так и усыновленному в том числе первому, второму, третьему ребенку и (или) последующим детям.

Порядок направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на оплату медицинских услуг устанавливается Правительством Челябинской области.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением областного материнского (семейного) капитала, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Итак, материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего — только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:

  • — женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007;
  • — мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007;
  • — отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;
  • — несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, ruspension.ru, studwood.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий